Манифест российского народа: Стратегия здравого смысла (путь к гуманному, эффективному, справедливому строю)

26.02.2005

Ниже представляется первый проект концепции нового строя, обозначенный авторами как «Гуманистический манифест России". Работа над Манифестом была инициирована в 1997 г. при участии генерала Л.Я. Рохлина для формиования политической платформы Движения в поддержку армии и оборонной промышленности. Разработчиком выступила Ассоциация независимых ученых «Россия XX-XXI» (руководитель проекта академик РАЕН И.А.Гундаров) при участии представителей Социал-демократической партии России (А.М.Оболенский), Движения в защиту науки (председатель академик РАН В.Н.Страхов), РКП-КПСС (председатель А.А.Пригарин), Общественного Совета по качеству жизни граждан Российской Федерации (сопредседатель академик РАН Д.С.Львов) и др.

Разные варианты документа прошли широкое обсуждение в прямом эфире на радио «Свободная Россия» (ведущая Т.И.Иванова), на научных семинарах в Институте сравнительной политологии и Физическом институте РАН (руководители д.ф.м.н. Л.А.Шелепин, академик РАЕН д.ф.м.н. Д.С.Чернавский, д.ф.н. Г.И.Пирогов), «круглых столах» в Государственной Думе; представлялись на Международной конференции «Глобальная катастрофа – миф или реальность» (М.,1998 г.), Международном Форуме по качеству жизни (М.,2003, 2004 гг.), Международном Форуме «Мир через культуру» (Крым, 2003 г.) и многих научных конференциях; материалы широко публиковались в СМИ, научных статьях и монографиях.

1. Закат либеральных надежд
Мир вступил в ХХI век. Какое место займет в нем Россия? История дает возможность выбора. В начале 80-х годов советский народ осознавал необходимость политических и экономических преобразований для исправления накопленных за десятилетия ошибок и перехода к новому этапу развития. Призыв «Больше демократии, больше социализма» поддержало тогда большинство населения. Однако обнаружилось, что ни власть, ни общество не имеют Проекта нового пути. Его нет и по настоящее время, о чем свидетельствуют прошедшие парламентские выборы. Поэтому в 1992 г. удалось легко навязать курс «Вашингтонского консенсуса» – известное течение неолиберальной экономической мысли. В его основе – экспроприация общенародной собственности, либерализация цен, отстранение государства от экономики, приоритет целей прибыли перед нравственными идеалами. Таким курсом пошло большинство стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Позади 15 лет – достаточный срок для оценки правильности выбранной стратегии. Насколько удалось сделать жизнь людей более достойной? В какой мере общество приняло идеи нового строя? В России ответом явился беспрецедентный взлет смертности и спад рождаемости, приведшие к вымиранию населения с интенсивностью 0,7-1% в год. При такой скорости депопуляции численность коренного народа сократится вдвое через 50-70 лет. Исследования показали, что истоки трагедии – не в медицинских факторах и не в бедности. Страдают в первую очередь не дети и старики, а трудоспособные мужчины. Богатые умирают так же часто, бездетность у них даже выше. Главной причиной явилось духовное неблагополучие: озлобленность из-за несправедливых итогов реформ и безнаказанности зла; депрессия и потеря смысла жизни; моральная деградация от всевластия денег, культа насилия и разврата.

В промышленности, вопреки прогнозам, приватизация основных предприятий не улучшила, а ухудшила производительность труда. Стали исчезать целые отрасли, вполне конкурентоспособные на внутреннем рынке. Объем производства упал вдвое. Последние годы валовой продукт стал увеличиваться, однако при темпе восстановления 5-6% в год экономический потенциал вернется к дореформенному уровню только через 10-15 лет. За это время Запад навсегда оставит нас на задворках мирового развития.

В сельском хозяйстве спад производства достиг 35-40%. Поголовье скота уменьшилось в 2-3 раза. Импорт продуктов питания превысил 50% общего потребления, что угрожает государству потерей продовольственной безопасности.

Наука поставлена на грань выживания. Исчезают целые научные школы, создававшиеся десятилетиями. Финансирование исследовательской деятельности сократилось в 15-20 раз.

Армия находится в бедственном положении. Оснащение новым вооружением практически прекращено, а имеющаяся техника заканчивает выработку гарантийного ресурса.

В других странах СНГ, государствах Балтии и Восточной Европы возврат к капитализму тоже не привел к ожидаемым экономическим результатам. Произошло драматическое увеличение преступности, самоубийств, смертности, снижение рождаемости.

Становится очевидным, что причины трагичного итога – не столько в ошибках исполнения, сколько в порочности самого либерального образа жизни для современной цивилизации. Поэтому попытки президента В.В.Путина совершенствовать капитализм на патриотической основе не остановили в России социальную катастрофу. Смертность за последние шесть лет выросла на 22%, убийства на 32%, самоубийства на 6%. По-прежнему грубо нарушаются Основы конституционного строя, согласно которым «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь». Это означает, что в сложившейся ситуации долгом гражданина является призыв к установлению нового, гуманного социально-экономического устройства, адекватного российской Конституции.

Порочность капиталистических идеалов все отчетливей осознается интеллектуальной элитой планеты. Империализм не изменился с тех пор, когда было сказано, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради получения сверхприбылей. История показала, что диктаторские формы правления существовали не только в социалистических странах. Власть денег породила тоталитарные режимы Гитлера и Муссолини, Франко и Пиночета. На совести либерализма атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, применение химического и бактериологического оружия в Корее и Вьетнаме, неофашистская теория «золотого миллиарда», военные преступления в Югославии, попрание норм ООН в Ираке. Неприятие империалистического диктата народами развитых государств доказывается маршами антиглобалистов.

После распада Советского Союза мировое сообщество обнаружило, что оказалось не у порога всеобщей гармонии, а на грани нового передела мира и третьей мировой войны. Международные проблемы не только не уменьшились, но многократно возросли. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Во многих развитых странах сворачиваются социальные программы, растет безработица. Нарастает эпидемия терроризма, истоки которой идут не от Аль-Каиды, а с начала 90-х годов, после устранения сдерживания стремлений США к мировому господству. Это бунт возмущенного сознания народов против нарастающей несправедливости жизни на планете. Люди не желают жить по двойным стандартам и лжи. Приход во властные структуры неофашистов Восточной Германии, вопреки 1,5 триллионов марок инвестиций и возросшему уровню жизни, – проявление того же духовного раздражения масс.

Человечество снова оказалось перед выбором, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма. На повестку дня встал вопрос: «Какой социально-экономический строй должен прийти взамен?» Запад не смог дать на него ответа. Вызов приняла Россия – уникальное содружество народов, сумевшее за последние 150 лет пройти через семь общественно-экономических формаций, шесть форм государственного устройства и три вида политических режимов. Полученный опыт бесценен для формирования оптимальной стратегии цивилизации XXI века. И это не проигрыш в «холодной войне», а трудный поиск исторической альтернативы. «Вашингтонскому консенсусу» должен быть противопоставлен «Манифест Российского народа».

2. Качество жизни – новая цель и условие социального прогресса
Выбор нового строя невозможен без новой цели. Все прежние века главной целью социального прогресса служил рост экономического могущества государства и уровня жизни населения. Этот стимул сыграл важную роль для исторического развития. Однако к концу ХХ века стала очевидной его недостаточность. Несмотря на изобилие произведенных на планете материальных благ, люди оказались разобщенными на богатых и бедных, «элиту и изгоев», решая многие проблемы через насилие и кровь. Причина в том, что экономические ориентиры не учитывают самого главного – человека, насколько ему уютно в окружающем мире. Они лишены гуманистического смысла.

Что может быть более привлекательным, чем желание стать богатым? В чем высший смысл, достойный владеть миром? Смыслом жизни является сама жизнь, в стремлении человека к личному счастью и социальному совершенствованию. Это то, что называется качеством жизни. В отличие от уровня жизни, который характеризует материальное благосостояние, качество жизни отражает самочувствие, комфортность человека и общества.

Не всегда динамика уровня и качества жизни совпадают. Так, после присоединения ГДР к ФРГ уровень жизни восточных немцев повысился в 2-3 раза. А они стали вымирать от разочарования и тоски. Человеческое благополучие, как оказалось, зависит от экономических условий примерно на 40%, тогда как около 60% приходится на духовные факторы, включая взаимоотношения между людьми и нравственную атмосферу в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но предстают не целью, а средством.

Исходя из первостепенной важности качества жизни, именно оно должно стать главным ориентиром социального прогресса. Чтобы это желание не превратилось в популистский лозунг, цель должна иметь конкретные параметры, отражающие высшие гуманистические ценности:

- во-первых, это здоровье и продолжительность жизни,

- во-вторых, это рождаемость и воспроизводство рода,

- в-третьих, это удовлетворенность жизнью (крайняя степень неудовлетворенности – самоубийства),

- в-четвертых, это духовное состояние, оцениваемое по соблюдению нравственных заповедей: «не убий» (убийства), «не укради» (кражи), «не прелюбодействуй» (разводы), «почитай родителей» (брошенные старики), «заботься о потомстве» (оставленные в роддомах дети) и др.

Качество жизни способно служить не только целью социального развития, но и его условием, если общество решает иные важные задачи. Никакие действия государственного аппарата не должны вести к ухудшению перечисленных показателей сверх определенных пороговых значений. Они есть те «красные флажки», за которые власть не имеет права заступать.

Для слежения за качеством жизни, выявления причин неблагополучной динамики и информирования населения о происходящих в регионах процессах создается Национальный центр мониторинга качества жизни. В состав его наблюдательного совета должны входить представители всех политических сил.

С экологической точки зрения новая стратегия несет большой оптимистический потенциал. Расчеты показывают, что для достижения народами счастливой жизни потребуется на 60% меньшая нагрузка на природу, чем для достижения большого богатства.

Для перехода к более гуманной цели социального развития не потребуется насилия над народами, поскольку счастье всегда и у всех ценилось выше богатства. На этом цивилизационном пути Россия способна объединить человечество, став лидером в достижении высокого качества жизни. Осуществить эту задачу, как национальную идею, вполне реально, поскольку в 60-х годах ХХ века СССР уже был признанным мировым лидером, имея самые низкие среди развитых государств уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями.

3. Механизм контроля общества над властью

Как заставить власть действовать в интересах народа? В ХХ веке бюрократия превратилась в самостоятельный политический класс, неподконтрольный обществу и ведущий отчаянную борьбу за свое господство. В СССР этот класс назывался партийной номенклатурой, в РФ – партией власти. Чтобы исправить положение, нужен новый механизм государственного управления – через обратную связь с народом по конечному результату, где конечным результатом является улучшение показателей качества жизни. С отчета по ним Президент РФ обязан начинать ежегодное послание Федеральному собранию. Если результаты приближаются к цели, значит управление осуществляется правильно. В противном случае принимаются меры по исправлению ситуации или включается процедура отставки Правительства и Президента. Технология такого регулирования определяется Конституционным законом «О контроле общества над государственной властью».

В то же время Правительство не теряет свободы для творческой инициативы. Эффективными считаются те его действия, которые обеспечивают достижение заявленных федеральными органами целей. Их количественные ориентиры определяются Правительством ежегодно и направляются Президентом в Парламент.

Введение ответственности власти за результаты своей деятельности, прежде всего в области качества и уровня жизни, позволит сделать прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах социальной эргономики. Здесь любые реформы должны быть эргономичными, то есть адекватными культурным традициям и природе реформируемого общества. Станет действовать самонастраивающийся государственный механизм, который не принуждает разные народы иметь одинаковую социально-экономическую модель, а находит оптимальные условия для каждой конкретной страны. Критерий оптимальности при этом один - улучшение качества и уровня жизни. Формируется реальный демократический режим, где сменяющиеся на выборах партии вынуждены действовать преемственно, исходя из интересов всего населения.

Дополнительными гарантиями демократического стиля управления являются: 1) свобода деятельности оппозиционных организаций, не запрещенных законом, 2) независимость суда и прокуратуры от исполнительной власти, 3) свобода печати, гарантирующая защиту мнений меньшинства, 4) распределение не менее трети эфирного времени на телевидении между политическими силами, пропорционально их поддержке населением на выборах.

4. Направления социальной политики

Управление страной по динамике качества жизни позволит сделать государство истинно гуманистическим, социальным, подчинив всю его работу служению народу. Внутренняя политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и этические, развивая в обществе принципы справедливости, свободы, гуманизма, солидарности. Этому будет способствовать реализация следующих направлений:

- гарантии личных и коллективных свобод, когда в рамках закона каждый человек и народ имеют возможность жить так, как они этого желают;

- дружба народов – основа межнациональных отношений; все народы равны;

- бесплатное обеспечение первостепенных жизненных потребностей: нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, общественный транспорт, юридические услуги, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых. Не запрещается существование частных платных услуг;

- прямая зависимость заработной платы депутатов всех уровней, правительства, президента и его администрации от минимальной заработной платы в стране;

- сокращение разрыва между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения до 3-5 раз;

- отмена коммерческой тайны; возможность свободного контроля со стороны общественных организаций за чистотой финансовых операций; широкое использование безналичных расчетов;

- уровень безработицы не должен превышать 1%; неработающим представляется пособие не ниже минимальной потребительской корзины;

- поддержка государством профсоюзов на предприятиях любых форм собственности;

- широкое развитие различных форм самоуправления населения;

- финансирование научных исследований на уровне не ниже 5% ВВП; обеспечение интенсивных темпов развития высоких технологий;

- гарантии трудоустройства выпускникам вузов;

- в рамках молодежной политики создание условий для всестороннего развития и самореализации личности;

- достаточное финансирование учреждений культуры; запрещение пропаганды насилия, наживы, порока;

- выделение на нужды здравоохранения не менее 6% ВВП;

- расширение государственного жилищного строительства; стремление к тому, чтобы все нуждающиеся семьи получали квартиры бесплатно;

- защита семьи, материнства и детства: а) введение ежемесячных пособий на каждого ребенка до окончания школы в размере прожиточного минимума, б) предоставление матерям права на выборах в органы власти владеть голосами несовершеннолетних детей, в) первоочередное выделение многодетным семьям бесплатного благоустроенного жилья; г) восстановление ордена «Мать-героиня»;

- обеспечение свободы религиозной и атеистической деятельности. Церковь отделена от государственных институтов, но обладает правом влияния на политику государства посредством идей;

- борьба с коррупцией на всех уровнях; неотвратимость уголовного наказания, вплоть до смертной казни за особо тяжкие преступления против личности;

- общедоступность объектов санаторно-курортной сети, детских спортивных и оздоровительных учреждений; возрождение массового спортивного движения;

- снижение тарифов на междугородний пассажирский транспорт до уровня, обеспечивающего каждому возможность ежегодных дальних поездок по стране.

 

5. Основы эффективной экономики
Д
ля быстрого преодоления экономического кризиса необходимо за пять лет увеличить производственный потенциал страны до дореформенного уровня, а в последующее пятилетие удвоить его объем. Чтобы решить такую задачу, потребуется ежегодный промышленный рост не менее 15%. Опыт последних лет показал: либеральный строй способен обеспечить в среднем 4-6%. Тем самым актуальным становится переход к постлиберальному этапу реформ, способному дать новый импульс промышленного развития.

Темп развития в 15%, при одновременном улучшении качества и уровня жизни населения, соответствует понятию «экономическое чудо». Первое экономическое чудо ХХ века было осуществлено в РСФСР с 1921 по 1927 гг. в виде новой экономической политики (НЭП). Величина ежегодного промышленного роста тогда составляла 44%. Даже после восстановления разрушенного войной хозяйства темпы оставались высокими, в 1925 г. – 60%. Доходы работающих увеличились в три раза. Значительно улучшилось качество жизни: продолжительность жизни выросла на пять лет, рождаемость поднялась на 16% и превысила уровень 1913 г. Было остановлено вымирание населения, длившееся с Первой мировой войны, и естественный прирост стал выше, чем в дореволюционной России.

Основой успеха явилось соединение противоположных экономических механизмов: государственного планирования со стихией рынка, общественных целей и личных интересов, крупного производства с мелкими производителями. Расчеты показывают, если бы НЭП не был искусственно прерван в 1928 г., СССР мог подойти к 1940 году в 1,5-2 раза более могущественным, чем удалось сделать. (И это при том, что за годы пятилеток страна достигла удивительных экономических результатов. Среднегодовые темпы промышленного прироста составляли тогда 15%, по сравнению с 2-5% в странах Западной Европы). Позднее опыт планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии.

В наше время идеи НЭПа нисколько не устарели. Они успешно применяются в наиболее динамичных экономиках Китая, Тайваня, Вьетнама, Кубы, Индии. В СНГ лидерами по промышленному и сельскохозяйственному развитию также являются конвергентные экономические системы Узбекистана и Белоруссии, опередившие Россию на десятилетие. Управлять такими системами труднее, но они значительно эффективнее.

Хозяйственную основу по модели НЭПа составляет трехсекторная экономика, регулируемая планово-рыночными методами. Первый сектор представлен общенародной собственностью. Он включает землю, природные ресурсы, энергосистему, транспорт, связь, предприятия ключевых отраслей, военную промышленность, базовую инфраструктуру образования, науки, здравоохранения, культуры. Сельскохозяйственная земля не продается, но может передаваться в долгосрочную аренду или пожизненное пользование с правом наследования тем, кто ее эффективно обрабатывает.

Управление общенародной собственностью осуществляется государственным аппаратом по поручению народа. Для этого используются разнообразные способы: директивное и индикативное планирование, конкурсные задания, обеспечение адекватного паритета цен, защита отечественных производителей и др. Государство может сдавать в аренду предприятия, давать концессии на разработку недр, сохраняя у себя право контрольных функций, в том числе за экологической безопасностью и объемом рентных отчислений от добываемых природных ресурсов.

За счет использования народной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики создаются общественные фонды. Они предназначены обслуживать интересы страны в целом: движение по пути научно-технического прогресса, функционирование систем национальной безопасности, формирование необходимых стратегических резервов, накопление пенсионного фонда, развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта и др. Размеры фондов и характер их распределения должны быть «прозрачными» для общественного контроля, что гарантируется действием соответствующих механизмов.

Второй сектор представлен коллективными (кооперативными) предприятиями, где вся прибыль принадлежит самим работникам. Прообразами такой совместной деятельности в России XIX века служили промышленные артели и сельские общины. Передача трудящимся прав распоряжения произведенным продуктом служит мощным стимулом повышения производительности труда. Народные предприятия базируются на неделимом имуществе, которое может быть: а) передано им во владение от государства по договору, б) получено в аренду, в) приобретено в коллективную собственность. Коллектив обладает правом полного распоряжения результатами своего труда, самостоятельного планирования производства, формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития. Сотрудники народного предприятия совмещают личные интересы и общественные, обладают частным капиталом, который в то же время является частью коллективного продукта. Строй «цивилизованных кооператоров» способен в своей среде обеспечить достижение социального согласия, воспитание уважения к творческому труду и коллективизму, подавление экономической преступности, защиту демократии и правопорядка. В развитых странах Запада экономическая демократизация находит все более активную поддержку населения и правительств. В США программа формирования собственности работников (ESOP) охватывает более 15% рабочей силы страны. Примерами экономик нетрадиционного типа являются израильские киббуцы, испанская система «Мондрагон», итальянские, французские, китайские производственные кооперативы.

Большое значение самоуправляемых предприятий в то же время нельзя переоценивать. Там, где результаты деятельности могут быть определены лишь в конце многолетнего труда (фундаментальная наука и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. Там, где в условиях недостаточной конкуренции групповой эгоизм коллектива может взять верх над трезвым расчетом (в сферах естественных монополий и др.), более эффективным является государственное регулирование. Там, где создание сложных производственных систем, типа ракетно-космической отрасли, требует централизованного руководства целостным комплексом, нерационально опираться на самоуправляемые предприятия. В остальных ситуациях их предпочтительность несомненна.

Третий сектор представлен частной собственностью. В этом случае может происходить разделение тружеников на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников.

Кооперативный и частный секторы активно действуют в сельском хозяйстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, в легкой промышленности, поставляя до 30-40% ВВП. Управление осуществляется преимущественно рыночными механизмами. В их задачу входит обеспечение мобильных экономических потребностей общества и удовлетворение личной деловой активности.

Между различными экономическими секторами и разными способами управления существуют тесные связи и взаимные переходы. Частные фирмы могут передавать право распоряжения собственностью работникам и активно использовать инструменты внутрифирменного планирования, а государство способно выступать самостоятельным субъектом рынка.

 

6. Гарантии национальной безопасности и социального мира
Установление в мировой политике диктатуры силы означает, что стремление России к возрождению как великой державы встретит активное внешнее противодействие. Не стремясь к изоляции, тем не менее, в случае экономической блокады мы обладаем всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного выхода из кризиса. На нашей территории сосредоточено 35% природных богатств планеты и более половины стратегического сырья. Хозяйственная инфраструктура располагает огромными простаивающими мощностями. Сохраняются высокий уровень образования и интеллектуального развития населения, профессиональные кадры, опыт производственной кооперации. Достаточное финансирование науки способно дать катализирующий эффект, обеспечивая с помощью высоких технологий опережающее Запад развитие.

Потребуется быстрое преодоления дефицита финансовых средств. Для этого необходимо: 1) восстановить нормальное соотношение между объемом выпускаемых товаров и величиной денежной массы, используя для этого безинфляционную адресную эмиссию; 2) прекратить наполнение частных коммерческих банков бюджетными средствами и создать полноценную государственную банковскую сеть; осуществить адекватное налогообложение деятельности частных банков; 3) ввести прогрессивную шкалу налогов на имущество и доходы; 4) сократить балласт посредников до 10-15% путем расширения системы бирж, прямых договоров и государственной оптовой торговли; 5) обеспечить монополию государства на продажу добываемых природных ресурсов, на производство и продажу алкогольной продукции и табачных изделий. С помощью перечисленных организационных мер страна сможет ежегодно получать 100 - 120 миллиардов долларов экономии и дохода.

Чтобы вытеснить доллар и евро из обращения, следует использовать проверенный в годы НЭПа способ, введя параллельную с рублем «твердую» валюту, типа «золотого червонца», обеспеченную ресурсным потенциалом государства.

Объем незаконно вывезенного за границу капитала составляет более 400 миллиардов долларов. Погашение за счет этой суммы внешнего долга в 150 млрд. и безвозмездное дарение остальных 250 миллиардов в пользу ООН будет с пониманием принято международной общественностью.

Основным внутренним источником наращивания бюджета должно стать увеличение производства товаров и их потребления. Это будет обеспечено за счет перехода к более эффективной хозяйственной деятельности по типу НЭПа, стимулирующей творческий труд, а также значительного улучшения здоровья населения и преодоления депопуляции за 3-5 лет.

Благодаря интенсивному экономическому развитию будет обеспечено в короткий срок достижение адекватного паритета военной науки, оборонной промышленности и боеспособности вооруженных сил по отношению к силам НАТО и США.

Перечисленные меры могут встретить противодействие теряющих власть олигархических структур, попытающихся дестабилизировать положение в стране. Их численность в населении не превышает вместе с семьями и охранниками 1%, но они располагают большими финансовыми ресурсами. Для профилактики конфликта потребуется единство народа, убежденного в экономической эффективности и нравственном преимуществе нового Проекта. Тогда идея, овладев массами, способна стать всепобеждающей материальной силой. Мировое сообщество также увидит, на чьей стороне правда.

К преимуществам нового строя относится деидеологизация экономики. Хозяйственную деятельность следует подчинять не идеологическим установкам, что было характерно для «коммунистического» и либерального режимов, а экономическим, обеспечивающим эффективное соотношения между планом и рынком, приватизацией и национализацией и т.д. При выборе оптимальных функциональных механизмов требуются не политические симпатии, а критерии разумности. Разумным же в хозяйственном отношении является то, что дает больше востребованной продукции и по меньшим ценам.

При поиске эффективного собственника следует отказаться от классового подхода. Эффективным является не тот, кто лично богаче, а кто достигает лучших хозяйственных результатов.

Необходимо сформировать трезвое отношение к проблеме передела собственности. Это нормальная рыночная процедура, через которую в конкурентной среде совершенствуется механизм экономического управления. На Западе такой передел ежегодно затрагивает около 15-20% предприятий. Последние 12 лет показали, кому и какая собственность в России должны принадлежать. В тех сферах, где после 1991 года ситуация улучшилась (некоторые области легкой и пищевой промышленности, оптово-розничная торговля, сфера услуг), частник выиграл у государства. А в тех отраслях, где ситуация ухудшилась (добыча нефти и газа, других природных ископаемых, электроэнергетика, машиностроение, лесное хозяйство и др.), частник проиграл экономическое соревнование. Здесь необходимо приступить к ремоделированию собственности в пользу более рачительного хозяина – общества, с передачей управленческих функций государству.

К участию на рынке должны быть допущены все законно желающие, поскольку только справедливое соревнование позволит выявить реального победителя. Для этого необходимо устранить дискриминационные барьеры против государства и трудовых коллективов, чтобы обеспечить им равные с частным сектором права как субъектов рыночных отношений. Государство и коллективы бесспорно окажутся победителями на многих направлениях, обеспечивая более высокую качественную и количественную эффективность производства. Для этого во главе предприятий, где контрольный пакет находится у государства, следует ставить не финансистов или лоббистов-идеологов, а талантливых хозяйственников, профессионально разбирающихся в соответствующих отраслях.

В результате предприятия, перешедшие в частную собственность с соблюдением законов, действующие рентабельно и в рамках трудового законодательства, должны и дальше функционировать в данном качестве. Если же производства были приватизированы в ущерб экономическим интересам, их следует вернуть эффективному собственнику - во владение народа. Такое требование тем более оправдано, что приватизация совершилась с грубым нарушением «священного права собственности» в ее общенародной форме. Народ не делегировал Верховному Совету РФ и Государственной Думе через референдум коллективное право владения своим имуществом.

Для легитимного решения проблемы реституции (возвращения насильственно отторгнутой собственности) есть все необходимые механизмы. Во-первых, часть приватизационных сделок осуществлена с грубейшими нарушениями законов, что служит достаточным основанием для их расторжения в судебном порядке.

Во-вторых, большинство приватизированных предприятий, как показала Счетная палата РФ, управляются неэффективно и являются по сути банкротами. Яркое тому доказательство – экономическая несостоятельность ЮКОСа, лидера либерального бизнеса. У остальных положение еще хуже. По закону о банкротстве они должны быть выставлены на аукцион, что обеспечит правовую возможность их национализации, в том числе с передачей в аренду трудовым коллективам.

В-третьих, подавляющая часть крупных промышленных объектов приобретена за бесценок. Это является, по сути, не продажей, а «дарением» на корыстных основаниях. Такие сделки считаются в мировой практике двусмысленными и преследуются по российскому и зарубежному законодательству. Для исправления ситуации потребуется провести оценку действительной стоимости приватизированного имущества, с учетом арендуемой земли, и на полученную разницу выпустить дополнительные акции. Контрольные пакеты большого объема не смогут приобрести отечественные частные инвесторы. В результате предприятия окажутся под управлением государства или будут переданы в аренду трудовым коллективам.

 

Hosted by uCoz