ИДЕОЛОГИЯ БУДУЩЕГО
ЗИНОВЬЕВ А.А.
Термин "идеология"
многозначен и не определен достаточно точно в качестве научного понятия.
Поэтому сначала поясню, что именно я имею в виду, употребляя этот термин.
Идеологией я называю
прежде всего некоторую целостную совокупность слов и образованных из них
высказываний (суждений, утверждений), то есть некое языковое образование, или
языковый текст. Назову его идеологическим текстом. По
содержанию (по смыслу слов и утверждений) - это текст о явлениях (объектах),
среди которых приходится жить людям, которые наблюдаются людьми, с которыми
людям приходится иметь дело, о которых им приходится размышлять. То есть
о человеке, о сознании, природе, отношениях между людьми, прошлом, будущем и
тому подобное. Эти тексты отличаются от текстов иного рода - научных,
политических, юридических, литературных, деловых, бытовых. Главным здесь
выступает то, какую роль специфическую социальную роль или социальную функцию -
они выполняют в жизни людей. Имеется в виду не образование людей, их обучение
или развлечение, и не информация о событиях и так далее, а формирование у людей
определенного стандартного понимания окружающей их среды, условий жизни и самих
себя. Причем такого понимания, которое ощутимым образом влияет на поведение
людей, позволяет управлять их поведением путем воздействия на их сознание.
Важно отличать идеологию от других
явлений, похожих на нее и связанных с нею, прежде всего от религии и науки. В
отличие от религии, идеологическую функцию могут выполнять художественная
литература, кино, живопись и даже музыка. Выполняет идеологические функции и
религия, но она не сводится к этому. К тому же идеологический аспект религии в
наше время выглядит ничтожным и совершенно неадекватным современным
потребностям идеологии. Рассматривать религиозные учения как идеологию - сегодня по меньшей мере анахронизм и социальная патология.
Наука отличается от идеологии прежде всего своей социальной функцией. Функция
науки - познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей
результатами познания. Идеология тоже использует результаты научного познания,
но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Это
фундаментальное различие идеологии и науки сказывается в том, какими
интеллектуальными средствами они оперируют. Наука следует критериям логики, а
идеологические тексты создаются по своим особым правилам. Со времени Наполеона
пошла традиция смотреть на идеологию как на ложное
(извращенное) отражение реальности. Мнение Наполеона разделял и Маркс, ставший
по иронии истории создателем величайшей светской (нерелигиозной) идеологии, а
не научного понимания общества, на что он претендовал.
В справочниках и словарях идеология
обычно определяется как ложное учение. Такой взгляд на идеологию я считаю
ошибочным. Как далек и от мнения, будто идеология есть истинное отражение
реальности. Тут есть третья возможность, а именно: идеология не истинна и не
ложна, к ней вообще неприменимы понятия истинности и ложности. Ее отдельные
фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе,
могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но
идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой
живут ее потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от
того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей
и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности
может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во
второй половине двадцатого века привели к тому, что степень адекватности
марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую
эффективность, поскольку упала степень ее адекватности и потому ее отменили в
качестве государственной идеологии России.
Идеологий существует много. Они
разнообразны по размерам, по содержанию, по степени популярности среди людей.
Есть тексты маленькие которые можно изложить на
нескольких страничках. И есть огромные, которым посвящаются
целые тома. Одни живут короткое время, другие живут долго. Одни
относятся к небольшому кругу людей, другие охватывают слои, классы, народы,
страны. Идеологию изобретают особые люди - идеологи. Ее "вбивают" в
головы тоже особые люди, так называемый идеологический аппарат. В высокоразвитых
человеческих объединениях идеологический аппарат может достигнуть таких
размеров, что становится особым компонентом социальной организации
человеческого объединения (идеосфера). В классически
явном виде это можно было наблюдать в коммунистических странах, но она имеет
место и в современных западных странах.
На Западе до сих пор сохраняется
убеждение, будто западные общества в отличие от коммунистических стран являются
неидеологическими. Но отсутствие в стране единой государственной идеологии и
единого государственного идеологического аппарата еще не означает отсутствие
идеологии как таковой. В любом обществе существует идеосфера
как компонент социальной организации, и западные страны не являются исключением
из этого социального закона. Более того, сама идеология есть детище западного
мира, продукт западной цивилизации. Идеологические тексты (учения) стали
появляться тут сравнительно недавно, думаю, в эпоху, называемую Ренессансом.
Они создавались усилиями большого числа философов, ученых, писателей,
политических и общественных деятелей в виде особого и нового (для того времени)
понимания мира, человека, общества, отличного от
религиозного. Эта идеология стала одним из важнейших компонентов западного
образа жизни. Она излагается в бесчисленных монографиях
солидных ученых, в учебных пособиях для школьников и студентов, в популярных
книгах и статьях для широкого круга читателей, в лекциях по телевидению, в
газетных и журнальных статьях, Она плюралистична в
том смысле, что состоит из множества различных идей, учений, концепций,
направлений мысли, которые зачастую противоречат друг другу.
На Западе родилась и коммунистическая
идеология, которая достигла высочайшего уровня в качестве массовой идеологии в
феномене марксизма, сыгравшего огромную историческую роль, сопоставимую с ролью
великих религий. Что такое марксизм, в том числе и "советский
марксизм-ленинизм", вам достаточно хорошо известно. Поэтому ограничусь
замечанием, имеющем прямое отношение к моей теме.
Что такое советская идеология и какую роль она играла в
жизни нашей страны и всего человечества, вам также хорошо известно. Замечу
лишь, что борьба Запада против нее стала стержнем "холодной войны",
длившейся почти полвека, и кризис ее стал одним из важнейших факторов краха
советского коммунизма и поражения мирового коммунизма вообще.
Говоря об идеологии будущего, я имею
в виду не некое учение о будущем социальном строе человеческих объединений и
человечества в целом, подобное "научному коммунизму" советской
идеологии, а современное идеологическое состояние России и Запада и перспективы
идеологии в обозримом будущем. Разумеется, я смогу охватить лишь небольшую
часть темы, причем в основном в плане постановки самой проблемы.
Ведущие западные мыслители
утверждают, будто после краха национал-социалистской и коммунистической идеологий
наступила постидеологическая эпоха. На самом деле
реальный западный мир как был наполнен всякого рода идеологиями, так и остается
таким. Более того, тут в той или иной мере сохраняются старые идеологии и в
большом количестве возникают новые. Степень идеологизированности
западного мира возрастает. А по степени идеологической обработанности ("оболваненности") западные люди значительно превосходят
советских людей, находившихся в течение многих десятков лет под
"гнетом" марксизма-ленинизма. Сейчас можно констатировать как факт
сильнейшую тенденцию к образованию некоторой общезападной
идеологии, с которой хозяева западного мира осуществляют процесс глобализации
планеты, то есть осуществляют покорение всего человечества и организацию его по
своим (западнистским) образцам. Эта идеология еще не
оформилась в единое учение, подобное марксистскому, и
еще не имеет единого названия. Возможно, в таком состоянии она будет пребывать
и в будущем. Но это не меняет ее социально-исторической сущности: объединять
правящие силы Запада на мировую агрессию, оправдывать эту агрессию, вовлекать
широкие слои населения в нее, делать их активными участниками этого завоевания
планеты. Ее называют иногда идеологией глобализации, иногда - американизации. Я
предпочитаю называть ее идеологией западнизма или западнизации, подчеркивая этим тот факт, что это явление общезападное, а не только американское.
Западнистская идеология возникла в годы холодной войны. Напоминаю,
что эта война началась сразу после окончания Второй
мировой войны. Ее первоначальной целью было остановить наступление советского
коммунизма и ослабить его влияние на человечество. Лишь со временем аппетиты
западных стратегов холодной войны выросли: их целью стало вообще уничтожение
советского (русского) коммунизма как первый этап на пути полного уничтожения
мирового коммунизма. Напоминаю, что основным оружием в этой войне была именно
идеология. Ошибочно думать, будто она была пущена на самотек, не была
организована именно идеологически. На Западе сложились буквально сотни
различного рода центров и организаций, занимавшихся идеологической работой. И
работа эта была организована ничуть не хуже (а я думаю, что значительно лучше),
чем работа советского идеологического механизма. И по идейному содержанию имело
место поразительное единодушие. И хотя систематизирующие монографии и учебники
по идеологии западнизма еще не написаны (и, возможно,
не будут написаны), она фактически была разработана довольно детально, по
крайней мере, в негативном по отношению к коммунистическому миру аспекте (как
идеология антикоммунизма). И степень эффективности ее оказалась более высокой,
чем упавшая к этому времени степень эффективности советской (марксистской)
идеологии.
После разгрома советского коммунизма
антикоммунистическая активность идеологии западнизма
несколько снизилась. Но это явление временное. Антикоммунизму найдена более
эффективная замена - антитерроризм и антиэкстремизм. Все прочие ее компоненты - очернение врагов, идеализация явлений западнизма
и некой исторической мисси Запада по спасению человечества от всяческих угроз -
сохранились и усилились. Думаю, в обозримом будущем
как только борьба против оставшихся коммунистических стран (Китая в первую
очередь) станет главной задачей глобализации, антикоммунизм снова выйдет на
первый план.
Идеологическая жизнь западного мира,
повторяю, плюралистична, и есть такие, течения,
которые выражают протест каких-то категорий граждан самих западных стран против
тех или иных тенденций и явлений жизни. Например, антиглобалистские
умонастроения. Однако доминирующей тенденцией западного мира в идеологическом
аспекте остается раздробленность, аморфность, хаотичность, мелочность и так д, одним словом - тенденция
тотального замутнения умов и идеологической деградации. В значительной мере это
идеологическое состояние поддерживается искусственно, поскольку для реализации
стратегии глобализации содержательно богатая, систематизированная и
высокоинтеллектуальная идеология и не требуется. Как говорится, сила есть - ума
не надо.
В нынешней (постсоветской) России в результате
антикоммунистического переворота советская идеосфера
была разрушена до основания. Советская государственная идеология
(марксизм-ленинизм) была просто отброшена, а гигантская армия советских
идеологов без боя капитулировала. Она просто испарилась, как будто ее не было
вообще. В ментальном аспекте постсоветской России наступило состояние, которое
слово "беспредел" выражает адекватнее, чем в
отношении прочих аспектов жизни страны. Это состояние характеризуется тремя
основными линиями, формирующими суть постсоветской социальной организации -
советизм, западнизм и феодализм
("фундаментализм"). Кратко их представим.
Как известно, антикоммунистический
переворот готовился и осуществлялся под руководством людей, прошедших школу
советской идеологии и бывших ее активными проводниками. Массу участников
переворота составляли советские люди, сознание которых
так или иначе обрабатывалось советской идеологией. Все они - вдохновители и
исполнители антикоммунистического переворота, перестройщики
и реформаторы, строители постсоветизма и
поддерживавшие их рядовые россияне были так или иначе воспитаны на советской
идеологии. И хотя последняя была официально отвергнута, способ мышления у людей
оставался прежним. Даже те, кто рьяно отвергал марксизм как лженауку, действовали
как люди с марксистски обработанным сознанием, не
вникая в смысл обсуждаемых социальных явлений. Никто не обратил внимания,
например, на то, что обуявшая сознанием политиков, предпринимателей и
теоретиков идея экономики как основы общества и общественного прогресса, была
одной из фундаментальных идей отброшенной ими марксистской идеологии, где,
кстати, она практиковалась не только в духе экономического детерминизма, как
толкуют ее нынешние реформаторы.
По линии западнизации
в постсоветскую Россию неудержимым потоком вливаются помои западной идеологии.
Они с поразительной быстротой овладели большей частью средств массовой
информации, ставших, как и на Западе, своего рода "ватиканами"
западнизма. Западная система ценностей нашла в России
на редкость благоприятную почву. Западная массовая культура, являющаяся орудием
идеологии западнизма, стала беспрепятственно покорять
души новых поколений россиян и прочно вторглась в систему образования и
воспитания. Просматривая программы бесчисленных партий и выступления партийных
лидеров, невольно задаешься вопросом: в каком веке и в какой стране мы живем -
на заре капитализма в европейских странах XVII и XVIII века или в России XXI
века, пережившей эпоху своего грандиозного социального взлета в XX веке ?
По третьей из упомянутых линий идет
реанимация православия и тотальное оболванивание россиян путем создания и
пропаганды через средства массовой информации непомерно приукрашенной картины
монархического прошлого России. Православие заручилось поддержкой высших властей
и фактически претендует на роль государственной религии, монополизирующей
функции идеологии для большинства россиян. Бывшие убежденные атеисты из КПСС и
партийного аппарата, включая аппарат советской идеологии
а также высокообразованной интеллигенции, молниеносно превратились в столь же
убежденных верующих. Они внесли свою лепту в церквостроительство
с таким же энтузиазмом, с каким их предшественники в двадцаты
20-е и 30-е годы XX века превращали это в церкворазрушительство.
Одновременно с реанимацией православия
в той части российской интеллигенции, которую я называю "идеологенцией", начались поиски некой
"национальной идеи", призванной объединить русский народ в единое
целое и побудить его на борьбу за свои интересы именно
как народ, то есть этническое образование. Цель, вроде, благородная. В
конкретном исполнении этого замысла получается нечто такое, что вполне
гармонирует с существующим состоянием идеологического беспредела.
Русский народ и его история непомерно идеализируются. В возвышенно хвалебных тонах
изображаются и православие, и монархия, и великодержавность, и все те мерзости,
против которых шла вековая борьба лучших представителей народа. Очерняется
советский период. Вычеркиваются лучшие достижения этого периода. Он
преподносится как "черный провал" истории.
После отмены марксизма-ленинизма как
государственной идеологии в России исчезли всякие сдерживающие ограничения и
возникли неслыханные ранее возможности для публичных выступлений и публикации
сочинений на социальные темы. В сферу социального мышления, являющегося
основным источником идеологии, устремились полчища
политиков, бизнесменов артистов, журналистов, писателей, военных, спортсменов и
прочих дилетантов, а то и шизофреников и параноиков, превратив российское
интеллектуальное пространство в арену безудержного словоблудия, превзошедшего
все пороки словоблудия советской идеологии и утратившего все ее достоинства.
Тем не менее
в этой необычайно интенсивной интеллектуальной деятельности нельзя отрицать
неосознанное или осознанное стремление выработать новую идеологию, отличную от
отвергнутого марксизма, адекватную современным условиям, светскую (гражданскую,
нерелигиозную), не националистическую и опирающуюся на достижения современной
науки. Если даже допустить, что в этом русле идей будет на самом деле
выработана идеология, сопоставимая по масштабам с марксизмом
но более соответствующая требованиям современности, она имеет ничтожно мало
шансов приобрести широкую известность и признание. Силы, не желающие появления
такой идеологии и способные помешать ее появлению, огромны, а силы, желающие ее
появления и способные приложить к этому усилия, ничтожны, если они вообще
существуют.
Что же остается? Идеологический беспредел, который со временем будет истолкован как западный
идеологический плюрализм на российской почве. Усиление православия и
идеализация российского феодализма. Тоска по всесильной спасительной
"национальной идее", которая выведет Россию в лидеры народов Евразии,
если не всего человечества. Конъюнктурные и слабоумные лозунги власти, вроде
того, что надо платить налоги, перестать давать и брать взятки, сплотиться
перед лицом мирового терроризма, сродни пустословию партийных программ,
обещающих воплотить все "хорошее" и устранить все "плохое".
Увы, эпоха, когда умами и чувствами россиян владели идеи огромного масштаба,
безвозвратно ушла в прошлое.
То, что идеология играет важную роль
в жизни людей, стали понимать даже американцы, полагавшие, что с крахом
советского коммунизма наступила постидеологическая
эпоха, так что им никакая идеология не нужна. Они покоряют планету явно с
идеологией превосходства американской социальной организации и американской
системы ценностей, с идеологией антикоммунизма, антитероризма,
антиэкстремизма и тому подобным. В постсоветской
России свою идеологию стремятся выработать политические партии и высшая власть.
Захватывает идеологические функции православная церковь. Идут поиски
национально-русской идеологии. Хотят этого или нет, осознают это или нет, в
подсознании ищущих и творящих идеологию мыслителей маячит образец отвергнутой и
поверженной марксистской идеологии. И возникает вопрос: возможно ли
возникновение новой идеологии, сопоставимой с марксизмом и способной сыграть в
наступившем веке роль, аналогичную той, какую сыграл марксизм в XIX и XX
столетиях прошлого тысячелетия?
Чтобы ответить на
этот вопрос, его надо дифференцировать на такие два подвопроса:
1) возможно ли создать учение, превосходящее марксизм интеллектуально, то есть
с точки зрения уровня понимания тех или иных явлений, на что претендовал марксизм;
2) сможет ли такое учение в случае, если оно будет создано, стать идеологией
какого-то множества людей, какой-то организации, какого-то нового человейника?
Чтобы создать такое учение, нужен
интеллектуальный материал, отличный от того, на основе которого возник
марксизм. Материал для марксизма был выработан, достаточно широко известен и в
какой-то мере признан. Марксизм возник как его продолжение. В нашей же
ситуации, сложившейся в интеллектуальном развитии человечества, такого
материала для выработки идеологии более высокого уровня, чем марксизм, в
наличии просто нет.
Для искомой идеологии в качестве
интеллектуальной основы нужна наука. Не наука вообще и не любая наука, так как
большинство наук идеологически вообще нейтральны. И
наука не в любом состоянии. Нужна наука, соответствующая философской части
идеологии, и наука, соответствующая ее социальной части (учению об обществе).
Но именно они в их официально принятом, широко известном и включенном в
программу обучения и профессионализации виде находятся в состоянии, не
пригодном для выполнения рассматриваемой задачи.
Допустим, однако, что новое
идеологическое учение создано. А станет ли оно фактически действующей
идеологией - зависит от множества факторов, лежащих вне этого учения. Появятся
ли люди, которые возьмут рассматриваемое учение за основу своей идеологии?
Сумеют ли эти люди создать организацию, которая будет сохранять, улучшать,
отстаивать и пропагандировать это учение? Сумеют ли они на основе этого учения
выработать программу действий, подобную той, какую в свое время создали
коммунисты во главе с Лениным? Сумеют ли они наладить понимание текущих
конкретных событий в духе нового учения? Найдутся ли достаточно обширные и
социально значимые силы в массе населения, которые добровольно станут объектом
воздействия новой идеологии? Способны ли пойти на жертвы ради защиты новой
идеологии и достижения предлагаемых ею идеалов
приверженцы этой идеологии?
Постсоветская реальность России в
этом плане выглядит весьма неутешительно. Силы, не желающие появления новой
идеологии, о которой идет речь, и способные помешать ее появлению, огромны, а
силы, желающие ее появления и способные приложить к этому усилие, ничтожны,
если они вообще существуют. Вся система образования и воспитания построена так,
чтобы не допустить к управлению страной людей со складом ума, склонным к
восприятию и пониманию новых, из ряда вон выходящих идей. Средства массовой
информации, ставшие главным фактором, формирующим идеологическое состояние масс
населения, беспрепятственно прививают людям с детства способ мышления, с самых
основ исключающий хотя бы мало-мальски научное понимание реальности и научных
учений. Людям, которые бы заинтересовались идеями учения, о котором идет речь,
просто неоткуда взяться. Государству, отбросившему прежнюю идеологию и
вставшему на путь возрождения религиозного мракобесия, новая светская идеология
враждебна. Деловые круги в лучшем случае к ней равнодушны. Интеллигенция
слилась с процессом идеологической деградации страны. Так что новая идеология
вряд ли может рассчитывать на заметный успех изолированно от западных стран.
Она должна создаваться как явление интернациональное, а не узко национальное.
Чтобы идеологическое учение смогло
выжить и сыграть заметную роль, должна появиться организованная группа людей,
которые принимают это учение как свои убеждения и готовы посвятить свои силы
защите и пропаганде его. Тут требуется историческое терпение, ибо такая
деятельность может принести желаемые плоды лишь через много лет, возможно -
десятилетий.
Если со временем число людей,
принимающих новую идеологию, станет достаточно большим, они могут создать
партию, опирающуюся на эту идеологию, и выработать программу практической
деятельности. Какой вид примет эта партия, это зависит от конкретных условий в
мире, которые сложатся к тому времени, и от способности членов этой партии
понять их и сделать практически целесообразные выводы. Но это - дело будущего,
да и то лишь гипотетического. А пока с большой степенью уверенности можно
сказать лишь следующее.
Партия будущего не должна
рассматривать себя как представительницу интересов какой-то определенной части
населения страны, каких-то угнетенных, эксплуатируемых, обездоленных и тому
подобных классов вроде пролетариата в марксистском духе. Это не значит, что
такие категории членов человейника не существуют, -
они существуют в изобилии. Но партия будущего должна предоставить
представительство их интересов другим организациям, точно также как и
использование этих категорий людей в интересах партии (например, использование
их голосов как избирателей). Она должна осознать себя
прежде всего как особое объединение, имеющее одну цель: разработку новой
идеологии (идеологии будущего), пропаганду ее среди сограждан независимо от их
социального положения, этнической принадлежности, пола, профессии и так далее,
умножение числа единомышленников (людей, принимающих пропагандируемую
идеологию) и объединение их в рамках этой цели для совместных действий. Сам характер новой идеологии подсказывает, что наиболее вероятными
приверженцами новой идеологии могут стать не представители низших слоев
населения, а люди со сравнительно высоким уровнем образования, культуры,
нравственности, интеллектуальных интересов и так далее, короче говоря - часть
интеллектуальной, творческой и деловой элиты населения, склонная к
индивидуальной оппозиции к существующему строю и образу жизни, замечающая и в
какой-то мере понимающая социальную сущность господствующего направления
эволюции человечества, обеспокоенная гибельными
последствиями этой эволюции. Эти люди могут занимать более или менее высокое
социальное положение, могут быть активными и даже преуспевающими в своей сфере
деятельности. Партия Будущего в сложившихся на планете условиях может
зародиться лишь на высшем уровне интеллектуально-творческой и нравственной
жизни современных человеческих объединений.
Сказанное выше есть лишь гипотеза, а не категорическая концепция или практическая программа. Возможность такого рода идеологии и исповедующей ее партии исключать нельзя, хотя надежда на то, что она реализуется в ближайшем будущем, тоже на деле невелика.