МАНИФЕСТ ЭТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА

 

ПУТЬ К ГУМАННОМУ, ЭФФЕКТИВНОМУ,

СПРАВЕДЛИВОМУ СТРОЮ

 

1.      Закат либеральных надежд

Мир вступил в ХХI век. Какое место займет в нем Россия? История дает возможность выбора. В начале 80-х годов советский народ осознавал необходимость политических и экономических преобразований для исправления накопленных за десятилетия ошибок и перехода к новому этапу развития. Призыв «Больше демократии, больше социализма» поддержало тогда большинство населения. Однако обнаружилось, что ни власть, ни общество не имеют Проекта нового пути. Его нет и по настоящее время. Поэтому в 1992 г. удалось легко навязать курс «Вашингтонского консенсуса» – известное течение западной неолиберальной мысли. В его основе – экспроприация общенародной собственности, либерализация цен, отстранение государства от экономики, приоритет целей прибыли перед нравственными идеалами.

Позади 15 лет – достаточный срок для оценки правильности выбранной стратегии. Насколько удалось сделать жизнь людей более достойной? В какой мере общество приняло идеи нового строя? Для большинства постсоветских государств ответом явился беспрецедентный подъем смертности и спад рождаемости, приведшие к вымиранию населения с интенсивностью 0,7-0,8% в год. При такой скорости депопуляции численность коренного народа сократится вдвое через 60-70 лет. Исследования показали, что истоки трагедии – не в медицинских факторах и не в бедности. Страдают в первую очередь не дети и старики, а трудоспособные мужчины. Богатые умирают так же часто, бездетность у них даже выше. Главной причиной явилось духовное неблагополучие: озлобленность из-за несправедливых итогов реформ, депрессия и потеря высокого смысла жизни, моральная деградация от всевластия денег, культа насилия и разврата.

В промышленности, вопреки прогнозам, приватизация основных предприятий не увеличила, а уменьшила производительность труда. Стали исчезать целые отрасли, вполне конкурентоспособные на внутреннем рынке. В сельском хозяйстве спад производства достиг 30 – 40 процентов. Поголовье скота сократилось в 2 – 3 раза.

Наука поставлена на грань вымирания. Исчезают целые научные школы, создававшиеся десятилетиями. Финансирование исследовательской деятельности сократилось в 10-15 раз.

В странах Балтии и Восточной Европы возврат к капитализму тоже не привел к ожидаемым экономическим результатам. Произошло драматическое увеличение преступности, самоубийств, смертности, снижение рождаемости.

Становится все более очевидным, что причины трагичного итога – не столько в ошибках исполнения, сколько в несоответствии «либерального образа жизни» современному уровню развития человечества. Это означает, что в сложившейся ситуации гражданским долгом является участие в установлении нового, гуманного социально-экономического устройства.

 

2. Значение России для прогресса цивилизации

Порочность капиталистических принципов все отчетливей осознается интеллектуальной элитой планеты. Империализм не изменился с тех пор, когда было сказано, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради получения сверхприбылей. История показала, что диктаторские формы правления существовали не только в социалистических странах. Власть денег породила тоталитарные режимы Гитлера и Муссолини, Франко и Пиночета. На совести либерализма атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, применение химического и бактериологического оружия в Корее и Вьетнаме, неофашистская теория «золотого миллиарда», военные преступления в Югославии, попрание норм ООН в Ираке. Неприятие империалистического диктата народами развитых государств доказывается маршами антиглобалистов.

После распада Советского Союза мировое сообщество вдруг обнаружило, что оказалось не у порога всеобщей гармонии, а на грани третьей мировой войны. «Новое политическое мышление» не наступило. Острота геополитических проблем, связанных с попытками передела мира под флагом глобализации, не только не уменьшилась, но и многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Во многих развитых странах сворачиваются социальные программы, растет безработица, наркомания, детская преступность. С устранением сдерживания стремлений США к мировому господству стала нарастать эпидемия терроризма, превращающаяся в реальную гуманитарную катастрофу. Это бунт возмущенного сознания народов против нарастающей несправедливости жизни на планете. Люди не желают жить по двойным стандартам и лжи.

Человечество снова оказалось перед выбором, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма. На повестку дня встал вопрос: «Какой социально-экономический строй должен прийти взамен?» Запад не смог дать на него ответа.

Вызов принимает Россия – уникальное содружество народов, сумевшее за 150 лет пройти через семь общественно-экономических укладов («рабство», феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, государственный социализм и снова капитализм), шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская республика, власть КПСС, президентская республика) и три вида политических режимов (авторитарный, демократический и анархический). Ни одна страна в мире не располагает таким богатым опытом, бесценным при поиске оптимальной стратегии цивилизации XXI века. И это не проигрыш в «холодной войне», а трудный поиск исторической альтернативы. «Вашингтонскому консенсусу» должен быть противопоставлен превосходящий его социальный Проект. Им призван стать гуманистический строй – «третий путь», гармонично вбирающий в себя позитивные черты предшествующих формаций.

 

3.      Качество жизни – цель гуманистического строя

Чтобы не сбиться с пути в движении к достойному будущему, необходимо иметь четкие показатели цели. В них должна отражаться сущность желанного строя.

Сутью капитализма является производство прибавочной стоимости. Деньги первичны, и человек подчиняется их власти. Соответственно главным ориентиром для политического управления служит рост капитала.

Сутью социализма является уничтожение частной собственности, рост экономического могущества государства и уровня жизни населения. Соответственно производительные силы и производственные отношения первичны, и человек  подчиняется их влиянию.

Значение обоих финансово-производственных стимулов для прогресса цивилизации несомненно. Однако к концу ХХ века стала очевидной их недостаточность. Несмотря на изобилие произведенных на планете материальных благ и денег, пропасть между богатыми и бедными не сократилась. Люди как и прежде решают многие проблемы через насилие и кровь. Причина в том, что экономические мотивы развития лишены этического смысла. Они не учитывают главного – самого человека, насколько ему уютно в окружающем мире.

Выбор нового строя невозможен без определения новой цели. Что может быть более привлекательным, чем желание стать богатым? В чем высший смысл, достойный владеть миром? Смыслом жизни является сама жизнь в стремлении человека к личному счастью и социальному совершенствованию. Это то, что называется качеством жизни. В отличие от уровня жизни, который характеризует материальный достаток,  качество жизни отражает самочувствие, комфортность, духовное состояние человека и общества.

Не всегда динамика уровня и качества жизни совпадают. Так, после присоединения ГДР к ФРГ уровень жизни восточных немцев повысился в 2-3 раза. А они стали вымирать от моральной неудовлетворенности, разочарования и тоски. Человеческое благополучие, как оказалось, зависит от экономических условий примерно на 40 процентов, тогда как около 60 процентов приходится на духовные факторы, включая взаимоотношения между людьми и нравственную атмосферу в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев благосостояния, но предстают не целью, а средством.

Исходя из первостепенной важности качества жизни для социального прогресса, именно оно должно стать его главным ориентиром. Чтобы это желание не превратилось в популистский лозунг, цель должна иметь конкретные параметры, отражающие высшие человеческие ценности:

·        во-первых, - это здоровье и продолжительность жизни;

·        во-вторых, - это рождаемость и воспроизводство рода;

·        в-третьих, - это удовлетворенность жизнью (крайняя степень неудовлетворенности – самоубийства);

·        в-четвертых, - это духовное состояние, оцениваемое по соблюдению нравственных заповедей: «не убий» (убийства), «не укради» (кражи), «не прелюбодействуй» (разводы), «почитай родителей» (брошенные старики), «заботься о потомстве» (оставленные в родильных домах дети) и др.;

·        в-пятых, - это экологическое благополучие.

Качество жизни способно служить не только целью социального развития, но и его условием, если общество решает иные важные задачи. Никакие действия государственного аппарата не должны вести к ухудшению перечисленных показателей сверх пороговых значений. Они есть те «красные флажки», за которые власть не имеет права заступать.

Ориентиры качества жизни не позволят и самому человечеству сорваться в безумство эгоизма. Здесь Человек выражает не только потребности живущего поколения, но также заветы предков и интересы потомков в гармонии с окружающей природой. Это – этический гуманизм.

Для контроля над качеством жизни, выявления причин неблагополучной ее динамики и правдивой информации о происходящих в странах социальных изменениях создается Национальный центр мониторинга качества жизни. В состав его наблюдательного совета должны входить представители всех политических сил.

С экологической точки зрения новая стратегия несет большой оптимистический потенциал. Расчеты показывают, что для достижения обществом высокого качества жизни потребуется на 60% меньшая нагрузка на природу, чем для достижения большого богатства.

Переход к гуманной цели социального развития не потребует насилия над народами, поскольку счастье всегда и у всех ценилось выше богатства. На этом пути мы способны объединить человечество, став лидерами в достижении высокого качества жизни. Осуществить эту задачу, как национальную идею, вполне по силам нашим народам, поскольку в 60-х годах СССР уже был признанным мировым лидером, имея самые низкие среди развитых государств уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями.

 

4. Механизм контроля общества над властью

Как заставить власть действовать в интересах народа? В ХХ веке бюрократия превратилась в самостоятельный политический класс, неподконтрольный обществу и ведущий отчаянную борьбу за свое господство. В СССР этот класс назывался партийной номенклатурой, сейчас именуется партией власти. Чтобы исправить положение, нужен новый механизм государственного управления - через обратную связь с населением по конечному результату, где конечным результатом является улучшение показателей качества жизни. С отчета об их динамике глава государства обязан начинать ежегодное послание к нации. Если результаты приближаются к целевым значениям, значит, управление осуществляется правильно. В противном случае принимаются меры по исправлению ситуации или включается процедура отставки Правительства и Президента. Технология такого регулирования определяется Конституционным законом «О контроле общества над государственной властью».

В то же время Правительство не теряет свободы для творческой инициативы. Эффективными считаются те его действия, которые обеспечивают достижение заявленных властью целей. Их количественные ориентиры определяются Правительством ежегодно и направляются Президентом в Парламент.

Введение ответственности власти за результаты своей деятельности, прежде всего в области качества и уровня жизни, позволит сделать прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах этики, гуманизма и социальной эргономики. Любые реформы должны быть эргономичными, т.е. соответствовать культурным традициям и природе реформируемого общества. В этой ситуации начнет действовать самонастраивающийся государственный механизм, который не принуждает разные народы к одинаковой социально-экономической модели, а находит оптимальные условия для конкретной страны. Критерий оптимальности при этом один - улучшение качества и уровня жизни населения. Впервые сформируется преемственная демократическая традиция, где сменяющиеся на выборах партии вынуждены действовать последовательно, исходя из национальных интересов.

Дополнительными гарантиями этического стиля управления являются следующие политические механизмы:

1) свобода деятельности оппозиционных организаций, не запрещенных законом;

2) деятельность общественных этических советов на государственном и региональном уровнях;

3) реальная независимость суда и прокуратуры от исполнительной власти;

4) свобода печати, гарантирующая защиту мнений меньшинства;

5) распределение не менее трети эфирного времени на телевидении между политическими силами, пропорционально их поддержке населением на выборах.

 

5.     Диктатура социальной политики

Управление страной по критерию качества и уровня жизни сделает государство истинно социальным, подчинив всю его деятельность служению народу. Это будет диктатура социальной политики перед остальными сферами политической деятельности. В такой ситуации государственный аппарат вынужден ориентироваться не только на экономические интересы, но и на этические, развивая в обществе принципы свободы, справедливости, солидарности. Для этого обеспечиваются, как минимум, следующие социальные гарантии:

- право бесплатного пользования за счет общественных фондов первостепенными жизненными потребностями: нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, общественный транспорт, юридические услуги, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых и др.;

-  равенство народов – основа межнациональных отношений;

- прямая зависимость заработной платы депутатов всех уровней, правительства, президента и его администрации от минимальной заработной платы в стране;

-  сокращение разрыва между доходами 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных слоев населения до 3 - 5 раз;

- отмена коммерческой тайны, возможность свободного контроля со стороны общества за чистотой финансовых операций;

- уровень безработицы не превышает одного процента; неработающим предоставляется пособие не ниже стоимости минимальной потребительской корзины;

-  поддержка государством профсоюзов на предприятиях любых форм собственности;

-  широкое развитие различных форм самоуправления населения;

- финансирование научных исследований на уровне не ниже 5 процентов ВВП, обеспечение интенсивных темпов развития высоких технологий;

-  гарантии трудоустройства выпускникам вузов;

- создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, в том числе в рамках молодежной политики;

-  достаточное финансирование учреждений культуры;

-  расширение возможностей приобщения людей к подлинным духовным ценностям; запрещение пропаганды насилия, наживы, порока;

- культура, образование, воспитание, наука, спорт, здравоохранение должны быть выведены из сферы коммерции; ограничение коммерческой рекламы на телевидении;

-  выделение на нужды здравоохранения не менее 6 процентов ВВП;

-  расширение объема государственного жилищного строительства;

-  защита семьи, материнства и детства: а) введение ежемесячных пособий на каждого ребенка до окончания школы в размере прожиточного минимума; б) предоставление матерям права на выборах в органы власти владеть голосами несовершеннолетних детей; в) первоочередное выделение многодетным семьям благоустроенного жилья;

-  обеспечение свободы религиозной и атеистической деятельности. Церковь отделена от государственных институтов, но обладает правом влияния на политику государства посредством пропаганды своих идей;

- неотвратимость уголовного наказания, вплоть до смертной казни за особо тяжкие преступления против личности;

- общедоступность объектов санаторно-курортной сети, детских, спортивных и оздоровительных учреждений; возрождение массового спортивного движения;

- снижение тарифов на междугородний пассажирский транспорт до уровня, обеспечивающего каждому возможность ежегодных  дальних поездок по стране.

 

6.     Экономика здравого смысла

Основой социалистического хозяйства является государственная собственность на средства производства, управляемая плановыми механизмами. Экономика находится под идеологическим контролем, подчиняясь требованиям классовых интересов и политических установок.

Основой капиталистического хозяйства является частная собственность на средства производства, управляемая рыночными механизмами. Однако и здесь экономика находится под идеологическим контролем, подчиняясь требованиям других классовых интересов и политических установок.

Основой гуманистического хозяйства станет такая организация производства, которая с позиций интересов населения соответствует здравому хозяйственному смыслу. Здравым же в этом отношении является то, что дает больше требуемой продукции и по меньшим ценам.

Для быстрого решения поставленных социальных задач нам потребуется ежегодный промышленный рост не менее 15 процентов. Либеральный строй, как показал опыт,  способен обеспечить в среднем 4-6 процентов. Это говорит об экономической  необходимости перехода к постлиберальному этапу реформ, могущему дать новый импульс промышленному развитию.

Темп прироста ВВП в 15 процентов, при одновременном повышении качества и уровня жизни,  соответствует понятию «экономическое чудо». Первое экономическое чудо ХХ века существовало в СССР с 1921 по 1927 гг. в виде новой экономической политики (НЭП). Величина ежегодного промышленного роста тогда составляла 44 процента. Даже после восстановления разрушенного войной хозяйства темпы оставались высокими, в 1925 г. – 60 процентов. Доходы работающих увеличились в три раза. Значительно улучшилось качество жизни. Удалось остановить вымирание народа, длившееся с Первой мировой войны, и естественный прирост населения стал выше дореволюционного уровня.

Такой успех был обеспечен соединением преимуществ противоположных экономических механизмов: государственного планирования со стихией рынка, общественных целей и личных интересов, крупного производства с мелкими производителями. Если бы НЭП не был искусственно прерван в 1928 году, СССР мог подойти к 1940 году в 1,5-2 раза более могущественным. И это при том, что за годы пятилеток страна достигла удивительных экономических результатов, имея среднегодовые темпы промышленного прироста 15 процентов по сравнению с 2-5 процентами в странах Западной Европы. Позднее опыт планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии.

В наше время идеи НЭПа нисколько не устарели. Они успешно применяются в наиболее динамичных экономиках Китая, Тайваня, Вьетнама, Кубы, Индии. В СНГ лидерами по промышленному и сельскохозяйственному развитию также являются конвергентные экономические системы Узбекистана и Белоруссии. Управлять такими системами труднее, но они значительно эффективнее.

Хозяйственную основу по модели НЭПа составляет трехсекторная экономика, регулируемая планово-рыночными методами. Первый сектор представлен общенародной собственностью. Он включает землю, природные ресурсы, энергосистему, транспорт, связь, предприятия ключевых отраслей, военную промышленность, базовую инфраструктуру образования, науки, здравоохранения, культуры. Сельскохозяйственная земля не продается, но может передаваться в долгосрочную аренду или пожизненное пользование с правом наследования тем, кто ее эффективно обрабатывает.

Управление общенародной собственностью осуществляется государственным аппаратом по поручению народа. Для этого используются разнообразные способы: директивное и индикативное планирование, конкурсные задания, обеспечение адекватного паритета цен, защита отечественных производителей и др. Государство может сдавать в аренду предприятия, давать концессии на разработку недр, сохраняя у себя право контрольных функций, в том числе за экологической безопасностью и объемом рентных отчислений от добываемых природных ресурсов.

За счет использования общенародной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики создаются общественные фонды. Они предназначены обслуживать интересы страны в целом: движение по пути научно-технического прогресса, функционирование систем национальной безопасности, формирование необходимых стратегических резервов, накопление пенсионного фонда, развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта и др. Размеры фондов и характер их распределения должны быть «прозрачными» для общественного контроля.

Второй сектор представлен коллективными (кооперативными) предприятиями, где вся прибыль принадлежит самим работникам. Прообразами такой совместной деятельности в России XIX века служили промышленные артели и сельские общины. Передача трудящимся прав распоряжения произведенным продуктом служит мощным стимулом повышения производительности труда. Народные предприятия базируются на неделимом имуществе, которое может быть: а) передано им во владение от государства по договору, б) получено в аренду, в) приобретено в коллективную собственность. Коллектив обладает правом самостоятельного планирования производства, формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития. Строй «цивилизованных кооператоров» способен в своей среде обеспечить достижение социального согласия, воспитание уважения к творческому труду и коллективизму, подавление экономической преступности, защиту демократии и правопорядка. В развитых странах Запада экономическая демократизация находит все более активную поддержку населения и правительств. В США программа формирования собственности работников (ESOP) охватывает более 15 процентов рабочей силы. Примерами экономик нетрадиционного типа являются израильские кибуцы, испанская система «Мондрагон», итальянские, французские, китайские производственные кооперативы.

Значение самоуправляемых предприятий в то же время нельзя переоценивать. Там, где результаты деятельности могут быть определены лишь в конце многолетнего труда (фундаментальная наука и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. Если в условиях недостаточной конкуренции групповой эгоизм коллектива может взять верх над трезвым расчетом (в сферах естественных монополий и др.), более эффективным является государственное регулирование. Там, где создание сложных производственных систем (типа ракетно-космической отрасли), требует централизованного руководства целостным комплексом, нерационально опираться на самоуправляемые предприятия. В остальных ситуациях их предпочтительность несомненна.

Третий сектор представлен частной собственностью. В этом случае может происходить разделение тружеников на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников.

Кооперативный и частный секторы активно действуют в сельском хозяйстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, в легкой промышленности, поставляя до 30-40 процентов ВВП. Управление осуществляется преимущественно рыночными механизмами. В их задачу входит обеспечение мобильных экономических потребностей общества и удовлетворение личной деловой активности.

Между различными экономическими секторами и разными способами управления существуют тесные связи и взаимные переходы. Частные фирмы могут передавать право распоряжения собственностью работникам и активно использовать инструменты внутрифирменного планирования, а государство способно выступать самостоятельным субъектом рынка.

 

7.     Государство как орган народной демократии

Известны три основных типа отношений между государственным аппаратом и народом.

1. В авторитарном государстве хозяином страны является верховная власть, которая подчиняет себе общество, лишая население реальной возможности влиять на внутреннюю политику.

2. В гражданском обществе власть и население выступают как противостоящие друг другу силы, взаимодействующие на договорных основаниях через демократические механизмы.

3. При народной демократии хозяином страны является население в целом, у которого на службе находится государственный аппарат. Здесь власть выбирают из наиболее справедливых и профессионально подготовленных, она находится под непрерывным контролем народа, являясь в то же время защитницей его интересов.

Все прежние века верховная власть на Руси принадлежала меньшинству: аристократии, партийной номенклатуре, «капиталу». Оставались недостижимыми мечты о народно-демократическом устройстве. Впервые широкую попытку народовластия пытались осуществить в 1917-1925 гг. Советы народных депутатов. Родившиеся снизу, они триумфальным шествием за считанные недели распространились по всей Российской империи. Система Советов оказалась родственной общине, земству, казачьему кругу. В дальнейшем, однако, идея и практика советского устройства были извращены бюрократией, а с принятием Конституции 1936 г. управление страной фактически перешло к КПСС.

Для установления народной демократии наиболее подходящим является ступенчатое формирование уровней власти, известное как метод «делегирования». Весь депутатский корпус избирается каждые пять лет в виде совокупности низовых Советов. В выборах участвует напрямую все взрослое население. Кандидаты выбираются общим голосованием на собраниях трудовых коллективов или территориальных объединений, где их хорошо знают. После этого Советам дается полное право самостоятельно распределять посты между депутатами в соответствии с деловыми и нравственными качествами каждого. Низовые Советы делегируют депутатов в Советы следующего уровня, те – следующего и так поэтапно вплоть до Верховного Совета. Более высокий уровень осуществляет руководство нижестоящим, который, в свою очередь, располагает реальным механизмом отзыва депутатов с вышестоящего. Отозвать депутата с любого уровня может также коллектив, от которого он выдвигался. В результате достигается оптимальный баланс между стремлением народа к воле и «сильной руке»: сильная центральная власть сочетается с широким местным самоуправлением, руководство сверху имеет адекватный контроль над его работой снизу.

Высшим законодательным органом каждого государства является Съезд народных депутатов, который заседает ежегодно и избирается для этого каждый раз заново всем депутатским корпусом из своего состава.

Такая система представительной власти является наиболее демократичной, нетрудоемкой, менее дорогостоящей, устойчивой против подкупа, лоббизма и манипулирования со стороны политических партий, государства, СМИ. Поэтому она была ликвидирована авторитарным режимом в СССР и не используется буржуазными государствами.

Исполнительная власть на каждом уровне должна назначаться и контролироваться представительной властью, т.к. именно последняя выражает волю народа. В то же время сохраняется разделение функций и необходимая для эффективной работы свобода исполнительской деятельности. Кабинет министров назначается и освобождается от должности Верховным Советом. Состав Верховного Суда назначается и сменяется Съездом народных депутатов.

Глава государства (Президент) избирается всенародным голосованием из нескольких кандидатур, выдвигаемых Верховным Советом, руководит деятельностью Правительства и выполняет представительские функции на международном уровне. Президент подчиняется Съезду народных депутатов, который может отправить его в отставку,

Социальный строй, который включает: а) планово-рыночную трехсекторную экономику с преобладанием общенародной собственности; б) республику Советов как форму государственной власти; в) демократический политический режим, - не имеет пока общепринятого определения. Ближе всего к нему стоит понятие «гуманистический строй», «гуманизм». Именно он способен служить основой цивилизации ХХI века, где высшей ценностью становится Человек.

 

8.     Легитимный переход к гуманистическому строю

Переход к гуманистическому строю неизбежен, поскольку только он способен остановить вымирание народа. В этом его главная легитимность. Возрождение великой России, однако,  встретит внешнее противодействие со стороны мировой диктатуры силы. Не стремясь к изоляции, тем не менее, в случае экономической блокады мы обладаем всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного выхода из кризиса. На нашей территории сосредоточено около 30 процентов природных богатств планеты и более половины стратегического сырья. Хозяйственная инфраструктура располагает огромными простаивающими мощностями. Сохраняются высокий уровень образования и интеллектуального развития населения, профессиональные кадры, опыт производственной кооперации. Достаточное финансирование науки способно сыграть роль катализатора, обеспечивая с помощью высоких технологий опережающее Запад развитие.

Внутреннее противодействие со стороны теряющих власть олигархических структур также будет иметь место. Их численность в населении незначительна, но они располагают большими финансовыми ресурсами. Предупредить конфликт способно единство народа, убежденного в экономической эффективности и нравственном преимуществе нового Проекта. Тогда идея, овладев массами, станет всепобеждающей материальной силой. Мировое сообщество также должно увидеть, на чьей стороне правда, чтобы привлечь на нашу сторону прогрессивные силы.

Для этого переход к гуманистическому строю необходимо осуществить правовыми средствами. По международному праву к их числу относятся, в том числе, всенародный референдум и акции гражданского неповиновения. В переходный период потребуется действовать по открытому плану, смысл которого известен обществу заранее, и его разумность не способны опровергнуть оппоненты. На телевидении организуется Центральное информационное бюро с еженедельным выступлением в прямой дискуссии лидеров всех ведущих политических сил, обосновывающих и координирующих национальные действия.

Первоочередной задачей станет быстрое преодоление дефицита финансовых средств, который был создан искусственно в угоду монетаристским установкам. Для этого потребуется:

1) восстановить нормальное соотношение между объемом выпускаемых товаров и величиной денежной массы, используя для этого безинфляционную адресную эмиссию;

2) прекратить наполнение частных коммерческих банков бюджетными средствами и создать полноценную государственную банковскую сеть, осуществить адекватное налогообложение деятельности частных банков;

3) ввести прогрессивную шкалу налогов на имущество и доходы;

4) сократить балласт посредников до 10-15 процентов путем расширения системы бирж, прямых договоров и государственной оптовой торговли;

5) обеспечить монополию государства на продажу добываемых природных ресурсов, на производство и продажу алкогольной продукции и табачных изделий.

С помощью перечисленных организационных мер мы сможем ежегодно получать экономии и дохода в объеме, эквивалентном 100 - 120 миллиардов долларов.

Объем незаконно вывезенного из наших стран за границу капитала составляет более 300 миллиардов долларов. Погашение за счет этой суммы внешнего долга в 100 млрд. и безвозмездное дарение остальных 200 миллиардов в пользу ООН будет с пониманием принято международной общественностью.

Основным источником повышения благосостояния и наращивания бюджета станет увеличение производства товаров, услуг и их потребления. Деньги должны нарастать не за счет банковских манипуляций с процентными ставками. Это ложная финансовая система, поскольку деньги в ней не выполняют своей главной функции средства обмена. Количество денежной массы и ее паритет следует определять уровнем развития собственных производительных сил.

Чтобы вытеснить доллар и евро из хозяйственного обращения следует использовать проверенный в годы НЭПа способ, введя параллельную с рублем «твердую» валюту, типа «золотого червонца», обеспеченную ресурсно-экономическим потенциалом страны.

Интенсивное экономическое развитие, улучшение здоровья населения и преодоление депопуляции за 3-5 лет позволят в короткий срок обеспечить достижение адекватного паритета военной науки, оборонной промышленности и боеспособности вооруженных сил по отношению к силам НАТО и США.

К легитимным механизмам нового строя относится деидеологизация экономики. Хозяйственную деятельность следует подчинять не идеологическим установкам, что было характерно для «коммунистического» и «либерального» режимов, а экономическим, обеспечивающим эффективное соотношение между планом и рынком, приватизацией и национализацией и т.д. При выборе оптимальных функциональных механизмов потребуются не политические симпатии, а критерии разумности. Разумным же в хозяйственном отношении является то, что дает больше востребованной  продукции и по меньшим ценам.

В гуманистическом строе поиск эффективного собственника будет осуществляться вне классового подхода. Эффективным является не тот, кто лично богаче, а кто достигает лучших хозяйственных результатов.

Потребуется трезвое отношения к проблеме передела собственности. Это нормальная рыночная процедура, через которую в конкурентной среде совершенствуется  механизм экономического управления. На Западе такой передел ежегодно затрагивает 15-20% предприятий. Последние 12 лет показали, кому и какая собственность должны принадлежать. В тех сферах, где после 1991 года ситуация улучшилась (некоторые области легкой и пищевой промышленности, оптово-розничная торговля, сфера услуг), частник выиграл у государства. А в тех отраслях, где ситуация ухудшилась (добыча нефти и газа, других природных ископаемых, электроэнергетика, машиностроение, лесное хозяйство и др.), частник проиграл экономическое соревнование. Здесь необходимо приступить к ремоделированию собственности в пользу более рачительного хозяина – общества, с передачей управленческих функций государству.

К участию на рынке должны быть допущены все законно желающие, поскольку только справедливое соревнование позволит выявить реального победителя. Для этого потребуется устранить дискриминационные барьеры против государства и трудовых коллективов, чтобы обеспечить им равные с частным сектором права как субъектов рынка. Государство и коллективы бесспорно окажутся победителями на многих направлениях, обеспечивая более высокую качественную и количественную эффективность производства. Для этого во главе предприятий, где контрольный пакет находится у государства, следует ставить не финансистов или лоббистов-идеологов, а талантливых хозяйственников, профессионально разбирающихся в соответствующих отраслях.

В результате предприятия, перешедшие в частную собственность с соблюдением законов, действующие рентабельно и в рамках трудового законодательства, будут и дальше функционировать в данном качестве. Если же производства были приватизированы в ущерб экономическим интересам, их следует вернуть эффективному собственнику - во владение народа. Такое требование тем более оправдано, что приватизация совершилась с грубым нарушением «священного права собственности» в ее общенародной форме. Народ никому не делегировал через референдум коллективное право владения своим имуществом.

Для легитимного решения проблемы реституции (возвращения насильственно отторгнутой собственности) есть все необходимые механизмы.

Во-первых, часть приватизационных сделок осуществлена с грубейшими нарушениями законов, что служит достаточным основанием для их расторжения в судебном порядке.

Во-вторых, большинство крупных приватизированных предприятий управляются неэффективно и являются по сути банкротами. Яркое тому доказательство – экономическая несостоятельность ЮКОСа, лидера либерального бизнеса в России. По закону о банкротстве они должны быть выставлены на аукцион, что обеспечит  правовую возможность их национализации, в том числе с передачей в аренду трудовым коллективам.

В-третьих, подавляющая часть крупных промышленных объектов приобретена за бесценок. Это является, по сути, не продажей, а «дарением» на корыстных основаниях. Такие сделки считаются в мировой практике двусмысленными и преследуются по международному законодательству. Для исправления ситуации потребуется провести оценку действительной стоимости приватизированного имущества, с учетом арендуемой земли, и на полученную разницу выпустить дополнительные акции. Контрольные пакеты большого объема не смогут приобрести отечественные частные инвесторы. В результате предприятия окажутся под управлением государства или будут переданы в аренду трудовым коллективам. Прежние владельцы не станут отчуждаться от собственности, однако их приватизированная доля окажется адекватной личному финансовому вкладу.

 

9. Формирование Свободного Союза Суверенных Республик

           Распад Советского Союза резко ослабил геополитическое положение входивших в него государств. Осознание совершенной ошибки заставляет искать новые формы объединения. Достоинства разумной интеграции не вызывают сомнений. Вопрос лишь в том, на какой организационной основе следует объединиться, чтобы избежать повторений ошибок прошлого.

           Для этого будущий Союз должен состоять из суверенных республик, имеющих гарантированный механизм выхода при несогласии с общесоюзной политикой. В отличие от СНГ, функционирование Союза невозможно без единого координирующего и управляющего органа. В традиционном варианте образование надгосударственного органа означало бы потерю суверенитетов участников, что неприемлемо. Преодолеть проблему можно через образование Совета глав государств как коллективного (с упразднением должности Председателя) руководящего центра. Его решения принимаются солидарно (консенсусом лидеров всех стран) и обязательны для исполнения всеми. Главы республик имеют право экстренного созыва Совета.

Реализацию решений Совета глав государств выполняет Совет председателей правительств, решения которого также принимаются солидарно. В промежутках между его заседаниями верховное управление текущей работой осуществляет Бюро в количестве трех человек - представителей разных республик. Состав Бюро меняется ежегодно. Такая политическая конструкция - Свободный Союз Суверенных Республик, способна обеспечить гармоничное сочетание полного суверенитета его членов с единым коллегиальным руководством. Характер экономического уклада и тип государственной власти в республиках определяются волеизъявлением каждого народа и не могут быть предметом всеобщего обсуждения.

Hosted by uCoz